|
Версия для печати
Родословная книга князей и дворян российских и выезжих, содержащая в себе родословную книгу, собранную и сочиненную в Разряде при царе Феодоре Алексеевиче и по временам дополняемую и которая известна под названием Бархатной книги/в 2-х тт/
Родословная книга князей и дворян российских и выезжих, содержащая в себе родословную книгу, собранную и сочиненную в Разряде при царе Феодоре Алексеевиче и по временам дополняемую и которая известна под названием Бархатной книги/в 2-х тт/
Одно из немногих русских изданий екатерининской эпохи, попавшее во все каталоги редких книг библиографов имперской России! Является первоисточником генеалогической истории России: дворянских, великокняжеских и царских родов, впервые составленная при царе Федоре Алексеевиче в 1687 году и переизданная с дополнениями в 1787 году первым русским издателем Н.И.Новиковым!
"Большая редкость" по Битовту!
«Генеалогия или родословие государей нужно знать, кто от кого родился, кого детей имел, с кем браком обязан был, из чего можно уразуметь правильные наследства и домогательства» /В.Татищев/
***Каталог Битовта “Редкие русские книги и летучие издания XVIII века” – один из основополагающих справочников по российской библиографии, изданных до революции. Он пользуется неизменным авторитетом среди библиофилов, коллекционеров и заслуженным почтением среди профессиональных библиографов
Числится во всех известных русских каталогах редких книг : СК XVIII № 6018, Сопиков № 5197, Семенников № 607, Битовт № 2171 — «большая редкость» , Плавильщиков № 3008, Смирдин № 2371, Губерти, II, № 113, Ульянинский № 3250.;Н.Березин-497
Самая значимая книга по истории российских родов XVIII столетия! Знаменитый библиограф и библиофил Ульянинский говорил про это издание: «У меня сначала был экземпляр посредственной сохранности, купленный в 1884 году у Готье за 15 руб., но в 1898 году Шибанову попался экземпляр совершенно новый, в превосходном сохраненном кожаном переплете, который я и выменял у него на свой старый, с придачею 10 руб.». В «Бархатную книгу» включены «Государев родословец» (1555—1556), состоящий преимущественно из родословных записей Рюриковичей и Гедиминовичей (царский, княжеские, боярские роды), а также материалы за вторую половину XVI — XVII век из родословных росписей, поданных представителями этих фамилий в 1682— 1687 годах. Несмотря на многочисленные дополнения, в «Бархатную книгу» вошли далеко не все знаменитые и древнейшие русские роды.
Чисто юридически, наличие записи в Государевом Родословце не давало вообще никаких привилегий. Скорее, это добавляло ответственности, то есть представители тех родов, которые там присутствовали: находились под пристальным наблюдением двора (не дай бог провиниться – не разгребешься); получали самые сложные и трудно разрешаемые задачи, в первую очередь, военного характера; несли ответственность за свои «косяки» непосредственно перед царем, а это могло при случае стоить и головы.
Но все равно дворяне с боярами стремились попасть в Бархатную книгу, в первую очередь, по той причине, что это позволяло максимально сблизиться с правящей династией.Раз человек происходит из древнего и заслуженного рода, который удостоился записей в Бархатной книге, значит, воспитан он в тех традициях, которые ценились государями:преданность отчеству и царю; способность «выруливать» в самых сложных ситуациях; умение руководить и организовывать.
На выходе это давало дворянам щедрые дары от правителя, например, в виде больших земель, огромного количества крепостных душ, денег и пр. Кроме того, это давало возможность занимать высокие государственные посты с соответствующими доходами и, главное, властью. Взять, скажем, князей Голицыных. Они, конечно, и до Бархатной книги были людьми известными и богатыми, но уже в XVIII веке начался их расцвет – высокие титулы вплоть до генерал-губернаторов, огромное состояние, выданное, в общем-то, из царских рук, десятки имений по всей стране и процветание до самой Революции!
«Бархатная книга», легшая в основу данного издания, — это родословная книга наиболее знатных боярских и дворянских фамилий России. Она была впервые составлена в 1687 году в связи с отменой местничества (1682) и после прекращения ведения разрядных книг. В 1682 г. была создана Родословных дел палата для составления родословной книги всего русского дворянства. Эта палата дополнила “Государев родословец”, составив в 1687 г. Бархатную книгу (такое ее название появилось во 2-й половине 18 века) , которая была переплетена в малиновый бархат и имела серебряные застежки.Сейчас книга хранится в сейфе Российского государственного исторического архива Санкт-Петербурга в сейфовом хранении. Историки и генеалоги достаточно редко касаются её руками, поэтому последний раз книгу выносили в 1988 году.
В таком виде книга просуществовала вплоть до вступления на престол императрицы Екатерины II. Спустя некоторое время своего правления она озаботилась составлением новой родословной книги взамен уже устаревшей.
Работа над книгой велась в двух направлениях. Одну «ветку» исследования императрица поручила Анисиму Князеву — придворному статскому советнику, геральдисту и генеалогу. В 1776 году Князев составил «Выбор из законов о дворянстве», где содержались тщательно выверенные копии родословных росписей XVII века из Московского разрядного архива.
А налогичное поручение, что и Князеву, Екатерина II дала историографу Герхарду Миллеру, тому самому разработчику спорной норманнской теории. В то время он был директором архива Министерства иностранных дел. Составленное им собрание можно считать одним из самых существенных генеалогических начинаний того периода. Среди бумаг Миллера находилось несколько сотен копий дворянских родословий, сохранял он и документы из дворянских фамильных архивов, которые посылали ему люди, знавшие об увлечении историка. Собранные Миллером материалы вошли в монографию «Известия о дворянах российских», которая стала первым трудом о русском дворянстве.
В конце концов Бархатная книга была издана русским просветителем Николаем Новиковым ровно через сто лет, после первого издания в 1787 году под названием «Родословная книга князей и дворян российских и выезжих». Издание воспроизводилось по многочисленным спискам, в том числе и по материалам Князева и Миллера. До сих пор является ценнейшим документом для генеалогических исследований.
Николай Иванович Новиков(1744-1818) - великая личность XVIII века! Он сыграл значительную роль в истории русского просвещения. Николай Иванович пытался при помощи науки и образования, а также издания журналов и книг исправить нравственное состояние общества. Новиков являлся одним из первых профессиональных издателей в России, деятельность которого оказала огромное влияние на развитие не только книгоиздательства, но и общественной и философской мысли.Одной из важнейших задач, один из первых русских издателей, которого считают и основоположником русской журналистики, Николай Иванович Новиков считал борьбу против преклонения дворянства перед иностранщиной, он стоял за национальные основы русской культуры. Наряду с выпускаемыми первыми журналами в империи он выпустил ряд исторических изданий. Среди них книга «Опыт исторического словаря о российских писателях» (1772), а также «Древняя Российская Вивлиофика…» — издававшиеся ежемесячно памятники русской истории(1773—1776), «Древняя Российская Идрография» (т. I, 1773 — описание московского государства, составленное при Фёдоре Алексеевиче), и другие издания исторических материалов. Он первым издал «Скифскую историю» А. И. Лызлова, а в 1787 году «Бархатная книга» была издана Н. И. Новиковым под названием «Родословная книга князей и дворян российских и выезжих» и является ценным документом для генеалогических исследований. Но деятельность просвещенного и вольнодумного Новикова не устраивала государыню Екатерину Алексеевну, особо его журналистская деятельность и выпады в его сатирическом журнале "Трутень", она приказывает следить за ним, за тем, что он издает. В итоге, в 1792 году Николай Иванович Новиков был арестован и брошен в одиночную камеру Шлиссельбургской крепости в Петербурге. И там, еще до завершения следствия, он получает приговор — 15 лет.
Он был обвинен в том, что во время голода раздавал хлеб людям, приобретенный непонятно на чьи деньги. В действительности деньги были даны Новикову сыном одного промышленника, который таким образом хотел помочь голодным людям.
Освобожден Новиков был только в ноябре 1796 года на следующий день после смерти Екатерины II. 4 года он провел в одиночной камере, даже не переменив платья. После освобождения его сразу же отправили в свое имение Авдотьино-Тихвинское. Здоровье Новикова за годы заключения серьезно пошатнулось. Однако в 1805 году он попытался вернуться к издательской деятельности, но безуспешно.В 1818 году в июле Николай Иванович Новиков скончался.
Год издания - 1787
Издание - Университетская типография у Н. Новикова, Москва
Сохранность - очень хорошая! В ц/к перплетах эпохи с обильным золотым тичнение п корешкам В подносном футляреТ. 1 — 38 н. с., 352 с. Т. 2 — 452 с. Формат 20,5 х 13,2 см.
Нет в наличии
|
|
|