|
Версия для печати
Пехотный полковой строй. /Новый пехотный устав Елизаветы Петровны!/
Редкое издание 1755 года нового пехотного устава, изданного во время Елизаветы Петровны, внесшего изменения в устав Петра I от 1716 года!
"Описание пехотного полкового строю разделенного на три части: Со всеми нужными к тому примечаниями 1755 году"
Каталог редких книг:: СК XVIII. № 4968; Сопиков. № 7710; Изд. времени Е.П. 612; Губерти I, 84; Обольянинов. № 1916; Битовт. № 1189.
«…имея командовать такими храбрыми и отважными салдатами, как наши… не только не сумнительно над неприятелем полезные поиски делать, но тем с помощью Божиею онаго победить, о чем не только всякому офицеру уверену быть, но и непрестанно салдатам вкоренять должно также то, что против них никто стоять не в состоянии» /из "Описания пехотного... [120, с. 92]./
Фраза эта, исполненная национальной гордости, почти дословно перекочует в выражение А. В. Суворова: «От храброго российского гранодеру не только сии неверные варвары, но и никакое войско в свете устоять не может». В новом елизаветинском уставе отразилось здоровое национальное чувство, характерное для елизаветинского царствования!
До 1755 г. единственным руководством для подготовки войск к строевой и полевой службе был устав Петра Великого 1716 года. Главной причиной изменения Устава Воинского 1716 года, стала подготовка России к масштабной Семилетней войне с Пруссией 1756–1763 годов. Развитие военного дела вызывало необходимость внести изменения и уточнить ряд вопросов подготовки войск.
В 1756 году русская армия была самой большой в Европе – 172000 солдат и 233 орудия. Большую роль в усилении войск сыграл новый устав принятые в 1755 году в период правления императрицы Елизаветы Петровны (1741-1761) – «Описание пехотного полкового строя, разделенного на три части со всеми нужными к тому примечаниями»
В основу пехотного устава были положены строевые порядки европейских армий. Новый устав значительно изменил содержание, формы и методы боевой подготовки войск.
"Пехотный устав" является первым, дошедшим до нас после петровского устава 1716 года и, по-видимому, вообще первым в русской армии таким пехотным уставом, который подробно касался всех сторон строевого обучения войск. В новом уставе не развивались принципы Петра I, требовавшего «не держаться» устава «яко слепой стены», а действовать в бою в соответствии с силами неприятеля и местности. Вводил только типовые формы и правила, приучающие действовать по шаблону. Поэтому он отличался от петровского не только по форме, но и по духу. Утверждались основные принципы линейной тактики путём установления многочисленных форм и правил построения войск для ведения огневого боя. Его основная мысль – исключительная вера в решительное действие ружейного огня, притом не прицельною стрельбою, а множеством выстрелов. В основу пехотного устава были положены строевые порядки европейских армий. Новый устав значительно изменил содержание, формы и методы боевой подготовки войск.
Книга состоит из 3-х частей: в 1-й части этого устава указаны правила расчета полка, встречи начальника, выноса знамен, ружейные приемы и некоторые основания одиночного учения. Во 2-й части заключалось собственно полковое учение - различного рода построения, но с указаниями, относящимися и до одиночного образования. 3-я часть - свод правил церемониального марша, роспуск полка и некоторые дополнительные положения; как то: унтер-офицерские приемы, барабанный бой и т. п.
Русская императорская армия с петровских времен и до конца своего существования строила свою жизнь по уставам, берущим начало в XVIII веке и регулярно дорабатывавшимся.
Правление Петра I знаменито многими нововведениями, среди которых оказался и первый настоящий воинский устав России. Работу над ним самодержец закончил 10 апреля (30 марта по ст. ст.) 1716 года. При работе над ним Петр I, что закономерно, пользовался опытом армий других стран и их уставами, но в итоге из-под царского пера вышел совершенно оригинальный документ, соответствовавший, а во многом и опережавший состояние армии России. Через четыре года после появления воинского устава из-под пера Петра I вышел еще один важнейший документ, регламентирующий существование новой для России составной части вооруженных сил — морского флота. Манифест о его введении в действие император подписал 24 января 1720 года, и с этого момента до начала Крымской (Восточной) войны именно «Морской устав» с дополнениями определял жизнь российского военно-морского флота.
Год издания - 1755
Издание - СПб.: Тип. Акад. наук,
Сохранность - хорошая в ц.к переплете эпохе в подносном ц\к стилизованном коробе. 140 с., 24 л. ил.; 23,5 * 19 см
Нет в наличии
|
|
|