Коронационный альбом императора, Царя- Освободителя Александра II и императрицы Марии Александровны! Самое роскошное из помпезных изданий дома Романовых!
Издание вышло тиражом 200 экземпляров для поднесения приглашенным на церемонию высшим лицам Европы и России. Часть тиража была на французском языке.
Мария Александровна и Александр Николаевич
Помимо роскошнейшей полиграфии - является самым большим по весу и объему из всех изданий, которые когда-либо издавались в Российской империи - вес более 25 кг, размер 92х70 см!
На сегодня – второе по цене русское печатное издание, когда-либо официально продаваемое на мировых аукционах: цена продажи на Сотби $622 336! И одно из самых роскошных! Чрезвычайно редкое и ценное издание, представленное почти во всех в известных каталогах редких русских книг! ! Верещагин. № 625; Обольянинов. № 1922; Березин, Русские книжные редкости. № 405 («…все рисунки отпечатаны на китайской бумаге.
Роскошные альбомы и сборники, посвященные коронации, выпускались в России нерегулярно. Сегодня можно уверенно говорить о существовании пышных описаний коронаций Екатерины I (1684— 1727), Анны Иоанновны (1693—1740), Елизаветы Петровны (1709—1761), Екатерины II (1729—1796), Николая I (1796—1855), Александра II (1818—1881), Александра III (1845—1894) и Николая II (1868—1917). Императоры Иоанн Антонович (1740—1764) и Петр III (1728—1762) не были коронованы (Петр III — при жизни); а описания коронаций Петра II (1715—1730) Павла I (1754—1801) и Александра I (1777—1825) были изданы очень скромно, без каких-либо украшений и иллюстраций, поэтому они не входят в группу роскошных коронационных альбомов.
Первое по времени описание русской коронации было выпущено в Санкт-Петербурге в 1724 году и было посвящено торжественному коронованию супруги Петра Великого императрицы Екатерины I.
Шедевром типографского искусства XIX столетия стало роскошное описание коронации Александра II и императрицы Марии Александровны, вышедшее в Париже в 1856 году.
Оно представляет собой объемный том (138 с.) размером 93x69x11,5 см (grand in-plano) и по праву считается самым большим русским изданием за всю историю книгопечатания. В нем подробно описываются церемония коронации и связанные с ней празднества в Москве.
Это уникальное произведение полиграфического искусства было издано лучшей на ют момент парижской типографией «Лемерсье К°», прославившейся высочайшим качеством выполнения литографий и хромолитографий Подготовка издания осуществлялась под наблюдением вице-президента Императорской Академии художеств князя Г.Г. Гагарина. В его оформлении участвовали лучшие художники XIX века: знаменитые русские живописны М.А. Зичи (за акварели к коронационному альбому был удостоен звания академика) и В.Ф. Тимм (издатель «Русского художественного листка»); французские — Blanchard, Dumonn Teichel, Sorieul, Lancelot и др.; литографы Malapeau, Walter, A. Pisau, Guerard, Phu Benoist, Muller, Lumont, Siroy, Bachelier. Pichot и др.
Большинство работ принадлежит М. А. Зичи и В. Ф. Тимму — это, безусловно, одни из лучших работ этих мастеров.
В альбом вошли 52 иллюстрации: 19 красочных хромолитографий на отдельных листах и 33 цветных и черно-белых литографии в тексте, отличающиеся поразительной тонкостью работы, детальной прорисовкой мельчайших деталей. Одна из литографий — панорама Москвы, снятая с колокольни Ивана Великого. Ее длина составляет 1,7 метра.Специально для этого издания были отлиты особые декоративные шрифты: один — для целиком литографирозонного титульного листа, другой — для текста. Выбор материалов для печатания пал на дорогую плотную александрийскую бумагу. Титульный лист альбома был отпечатан крупной славянской вязью киноварью, а также серебром и золотом. Подписи под хромолитографиями, которые выполнили парижские мастера фирмы «Лемерсье и К», были сделаны на русском и французском языках. Альбом был оформлен богаче всех предшествующих коронационных альбомов. Предназначался для вручения участникам церемонии — иностранным гостям и высшим сановникам. На крышке альбома гравировкой и тиснением выполнены императорский вензель, знамёна, гербы и т. п., а по углам крышек — латунные позолоченные накладки с орнаментами. Встречаются экземпляры, накладки для которых были выполнены из серебра. Выполнял их петербургский мастер Карл Бояновский. У обоих тиражей, русского и французского, был общий стиль: цельнокожаный переплет с золотым и серебряным тиснением, тройной золотой обрез, форзацы из декоративной бумаги.
Оформление каждого конкретного экземпляра зависело от ранга особы, которой предназначался альбом. Встречаются экземпляры, декорированные с помощью тиснения и гравировки по металлу. Альбом украшен государственным гербом и символами власти, вензелем императора Александра II
«Описание...» вышло на двух языках — русском и французском, общим тиражом в 200 экземпляров, которые были подарены участвовавшим в короновании высшим сановникам и иностранным гостям. Оформление каждого из томов зависело от ранга особы, которой он предназначался, однако общим для всего издания стали цельнокожаный переплет с золотым и блинтовым тиснением, форзацы из декоративной бумаги, золочение обреза с сторон.
Торжества по поводу коронации Александа II - интересные факты.
Император Николай I скончался в самый разгар Крымской войны, 2 марта 1855 года. Престол традиционно перешёл к его старшему сыну, Александру. Традиционно вскоре после этого должны были объявить дату коронации, но будущему Царю-освободителю пришлось отложить её на полтора года из-за отсутствия средств в стране, раздираемой войной.
Александр II объявил о своей коронации через месяц после поражения России в Крымской войне, 8 мая 1856 года (по новому стилю). Несмотря на сложный в экономическом плане период для страны, отмечать было решено почти месяц. Коронация состоялась состоялась 7 сентября 1856 года. По случаю коронации Александра II Москва и Петербург гудели 20 дней. Для сравнения: когда на престол восходила Екатерина II, гуляли всего неделю.
Пир для народа впервые решено было устроить на Ходынском поле, которое, по меркам того времени, превратилось в сказочный городок. По всей территории поставили качели и горки. Народ развлекали шуты и уличные артисты, а по полю ходили даже ростовые куклы.
На Ходынке установили множество столов, на которых были ветчина, ватрушки, калачи, колбасы, баранина. Столы украшали ветками разных деревьев, на которые вешали "бусы" с пряниками и яблоками. По территории поля установили восемь специальных фонтанчиков (внешне напоминают нынешние фонтаны для питья), только текла из них не вода, а вино. Позже писали, что для угощения приготовили более 10 тысяч кур, три тысячи баранов, 50 тысяч килограммов ветчины, 14 тысяч килограммов колбасы. Число калачей, ватрушек и прочих лакомств превысило 60 тысяч. Вина запасли более 1000 вёдер.
Для того чтобы пить из фонтанчиков с вином, приготовили около 15 тысяч специальных ковшичков под золото. К тому моменту, когда фонтаны заполняли белым вином, этих ковшичков уже не было. Смекалистые гости решили не только прихватить на память, но и продать иностранцам подделку, купленную в ближайшей лавке. Так, по полю быстро распространились слухи о предприимчивом мальчике, который торговал такими ковшичками по три рубля. Однако юный аферист так и не попался.
"К царю на обед", — с раннего утра такой фразой гудела вся Москва. Отмечать, по самым скромным подсчётам, пришло 150 тысяч человек. Царь приехал примерно через четыре часа после начала праздника и был шокирован, обнаружив, что от "промышленных" запасов продовольствия и алкоголя, рассчитанных на 200 тысяч человек, не осталось ничего. После этого фонтаны наполнили белым крымским вином и мёдом. "Москвитянин" тогда писал, что на улице был ливень и большинство гостей решили не дожидаться императора, а, вдоволь насытившись и прихватив "трофеи", отправиться по домам. В завершение из фейерверка собрали вензель Его и Её Величества
Год издания - 1856
Издание - Париж: Imp. Lemercier
Сохранность - коллекционная. В издательском цельнокожаном переплете черного цвета с золотым тиснением, с изображением на верхней крышке символов государственной власти, в центре — двуглавый орел. С двумя застежками из золоченой бронзы. В специально изготовленном футляре. Фронтиспис, составленный из изображений императорских регалий, выполнил Ф.Ф. Баганц. 52 иллюстрации в тексте и на отдельных листах: 19 хромолитографий, 30 гравюр на дереве и три литографии. Формат 93x69x11,5 см (grand in-plano)