Иеромонах Илиодор (в миру Сергей Михайлович Труфанов) сначала способствовал выдвижению Григория Распутина, а впоследствии стал ярым противником последнего и написал о нем книгу с весьма характерным названием. Сам автор воспоминаний назвал свое описание "страшной книгой"! Раритет!
После убийства Распутина газеты на несколько дней получили возможность довольно ярко изобразить и личность Распутина, и его тлетворное влияние на всю окружающую среду. До сих пор была лишь приподнята завеса над темным царством придворного быта. Воспоминания Илиодора, или вернее его разоблачения, дают огромный и редчайший материал для характеристики таинственной, скорее, темной личности Распутина и его влияния на царскую семью, придворные и правительственные круги. Недаром автор воспоминаний назвал свое описание "страшной книгой".
Перед читателем пройдет в сущности безобразная картина гниения и разложения старого режима - монархии и всего ее правительственного аппарата - накануне падения.
В начале XX века иеромонах Илиодор, в миру – донской казак Сергей Труфанов, был в Царицыне не менее известной личностью, чем Григорий Распутин в Петербурге. Но в отличие от "серого кардинала" Гришки Распутина, которого простой народ не очень-то жаловал, Илиодор всерьез претендовал на роль духовного лидера городской бедноты.
Его проповеди собирали от двух до пяти тысяч народа, а в особенных случаях – до восьми тысяч человек. Жандармерия всерьез подозревала, что проповеди отца Илиодора были одной из причин участившихся в Царицыне поджогов складов богатых купцов и промышленников.
Сергей Михалович Труфанов (в монашестве Илиодор; 19 октября 1880, станица Мариинская Войска Донского, Российская империя — февраль 1952, Нью-Йорк, США) — иеромонах-расстрига, русский духовный и политический деятель.
По происхождению донской казак. Окончив Санкт-Петербургскую духовную академию, постригся в монахи.
В 1905—1906 годах был иеромонахом в Почаевской лавре; принимал активное участие в деятельности «Союза русского народа», а также в черносотенной печати — «Почаевском Листке», «Вече» и др. Устраивал митинги, на которые сходились значительные толпы народа; вёл крайне резкую агитацию против евреев и инородцев вообще, против интеллигенции, с постоянными призывами к погромам; постоянно нападал на высших должностных лиц на государственной и на церковной службе. Прибегая к демагогическим приёмам, говорил о интересах страдающего крестьянства, Илиодор приобретает значительную популярность у населения, в основном крестьянского.
В 1907 году Синод запретил ему литературную деятельность, но, пользуясь покровительством различных влиятельных лиц, он не подчинился этому запрету и остался безнаказанным. С помощью Григория Распутина Илиодор нашёл покровителей в государственных сферах, но тут же начал сам бороться с влиянием Распутина. В 1908 году он, однако, был переведён в Царицын. Основанный Илиодором Свято-Духов монастырь, здесь деятельность его, под покровительством саратовского епископа Гермогена, развернулась ещё шире. Его проповеди принесли ему громадную популярность в части населения, в них несомненно проявлялись некоторые демократические стремления. Илиодор резко нападал на местную администрацию, в частности — на саратовского губернатора графа Татищева. Занимался исцелением больных и изгнанием бесов из кликуш и различных припадочных, что создавало ему ореол святого и чудотворца. По благословению Григория Распутина основал в Царицыне мужской Свято-Духов монастырь. Когда в 1909 году Синод запретил Илиодору служение, Илиодор назвал распоряжение Синода «безблагодатным и беззаконным» и продолжал служение. Синод постановил перевести Илиодора в Минск, но Илиодор не поехал, и постановление было отменено, а Саратовский губернатор Татищев в 1910 году был переведён на службу в Петербург.
В 1910 году Илиодор за оскорбление полиции был приговорён судом к месячному аресту, но это постановление в исполнение не было приведено. В январе 1911 года состоялось постановление Синода о переводе Илиодора в один из монастырей Тульской епархии. После двухдневного шумного протеста Илиодор подчинился постановлению Синода и выехал из Царицына, оставив около 500 000 руб. долга, сделанного им для постройки нового храма и других монастырских нужд. Через месяц Илиодор бежал из Новосильковского монастыря (Тульской епархии), вернулся в Царицын и возобновил свою деятельность.
Илиодор читает народу благодарственную телеграмму Николаю II
В течение 1911 года он совершал паломничество через поволжские города в Саров, причём толпы его поклонников совершали буйства, избиения прохожих и т. п.
В январе 1912 году было приведено в исполнение постановление Синода о заточении Илиодора во Флорищеву пустынь Владимирской епархии. В октябре того же года Илиодор внезапно обратился с посланиями в Синод и к почитателям, в которых заявлял, что раскаивается в своей деятельности, просит прощения у евреев, отрекается от веры в православную церковь. В ответ Илиодор по постановлению Синода был расстрижен и освобождён из монастыря. Организовал одно из покушений на Распутина, которое осуществила Хиония Гусева. Однако Распутину удалось выжить.
Опасаясь уголовного преследования, Илиодор в 1914 году бежал за границу. Большая часть поклонников от него отшатнулась, и он потерял былое значение. Жил в Христиании, где работал на заводе. В июне 1916 года переехал в США.
В 1917 вышла книга Труфанова « Святой Чорт» о Григории Распутине. Проверке содержания книги в Чрезвычайной следственной комиссии показала, что она была наполнена вымыслом: множество телеграмм, приводившихся Труфановым, никогда в действительности посылаемы не были.
В 1917 году снялся камео в первом в мире фильме о революции в России «Падение Романовых».
Участвует в левом движении, после Октябрьской революции предлагает свои услуги большевикам. По личному предложению Дзержинского начал служить в ЧК, где выполнял "самые деликатные поручения"[4]. С 1918 г. по 1922 г. снова живёт в Царицыне, создав секту «Вечного мира» и именуя себя «патриархом Илиодором». Затем, опасаясь ареста, уехал в США, где публиковал свои записки о Распутине. Стал баптистом, работал на должности швейцара небольшой гостиницы. Скончался от болезни сердца в 1952 год.
Коллекционный экземпляр - подарочное исполнение! Малотиражное издание - имеет историческую и библиофильскую ценность!
Год издания - 1917
Издание - Типография Тов-ва Рябушинских
Сохранность - хорошая! Подарочное исполнение /высококачественная лаковая кожа, ручная работа!/! В цельном кожаном /французском!/ переплете, с богатым золотым, цветным и конгревным /глубоком!/ тиснении! Бинтовой корешок, цветные составные форзацы, увеличенный /энциклоп.!/ формат 26 х 17,5см., 188с, Vл., обрез блока - цветной крап, шелковое ляссе! В издании представлены иллюстрации, портрет, факсимиле, прилож.!
НЕТ В НАЛИЧИИ!