Тел:
8 (495) 220-05-98 |
| |||||||||||||||||||||
|
Внешний вид и сохранность антикварной книги влияют на ее ценность. Пришедший на смену свитку кодекс, для лучшей сохранности стали заключать в переплет, состоящий из двух твердых крышек и корешка, которые скреплялись с книжным блоком клеем с помощью форзацев и капитула. С развитием культуры оформления книги переплет, кроме защитной функции, обретает и определенную художественную форму. Переплет, современный книге, ценится во много раз выше, чем более поздний, пусть даже изготовленный индивидуально. Состояние и сохранность переплета, материалы, из которых он изготовлен, не только помогают атрибутировать издание, но и играют важную роль при продаже и покупке антикварной книги. При Московском печатном дворе с конца XVI века работала переплетная мастерская, изготовлявшая простые кожаные переплеты со слепым тиснением, в которые заключались книги печатного двора, предназначенные для продажи. В центре крышки переплета нередко помещалось вписанное в круг изображение льва и единорога под короной — знак Московского печатного двора. Мастера переплетной мастерской Московского печатного двора занимались и изготовлением особых переплетов для подносных экземпляров книг. Кроме того, по заказу такие переплеты делали в мастерских Посольского приказа и Приказа тайных дел (где работал и сафьяновый завод). В XVII веке вместо ровного и плоского корешка книги, практиковавшегося в XI-XVI веках, используется бинтовой корешок: он делится на части поперечными кожаными валиками, скрывавшими дратву, которой крепился книжный блок. Переплетные доски теперь выступают над блоком книги. Впервые на корешок выносят сокращенное название книги. С XVII века в России для изготовления дорогих подносных изданий стали использовать сафьян (сорт кожи, выделываемый из шкур овец и коз, впервые появившийся в городе Сафи в Марокко), прочный, красивый по фактуре, дорогой материал, подвергающийся окраске в любые цвета (излюбленными были красный и зеленый). Кроме кожи для изготовления подносных и владельческих переплетов использовались дорогие ткани — парча, бархат, атлас, шелк. Во второй половине XVIII века, в связи с формированием крупных дворянских библиотек, практика создания подносных переплетов получает дальнейшее развитие. Крышки таких переплетов обтягивали сафьяном, украшали тисненой орнаментальной рамкой и суперэкслибрисом, форзацы проклеивались мраморной бумагой, обрез книги золотился. Кроме того, во второй половине столетия получают распространение новые типы дешевых переплетов: полукожанный переплет (корешки и углы которого обтягивались кожей, на крышки наклеивалась бумага «под мрамор», «павлинье перо» и другие) и цельнокартонный переплет, оклеенный одноцветной бумагой с указанием выходных данных и заглавия книги (практика использования картонных переплетов была введена в России Х. Ридигером и Х. Клаудио, которые в конце XVIII века арендовали типографию Московского университета). На рубеже XVIII-XIX веков в России широкое распространение получила печатная издательская обложка, которая, в первую очередь, использовалась для периодических и многотомных изданий. Для изготовления простых переплетов использовалась телячья кожа, гладкая и прочная, имеющая естественный коричневый цвет и почти не поддающаяся окраске. Большинство цельнокожанных переплетов антикварных книг российского изготовления сделаны именно из телячьей кожи. Во второй половине XIX столетия для изготовления дешевых переплетов массовой литературы использовали овечью кожу, малопрочную, но легко поддающуюся окраске в любые цвета, а также конскую и козью кожу. Для изготовления цельнокожанных переплетов в России второй половины XIX столетия широко использовались и такие прочные сорта кожи, как свиная кожа, для переплетов часто читавшихся книг (например, в библиотеках), тюленья кожа, юфть. В начале XX века популярной была кожа «фантази», изготовленная из прессованной, мраморированной и обработанной различными другими способами телячьей кожи. Такая кожа имитировала дорогие переплетные материалы. На протяжении XIX века с увеличением тиражей и с расширением круга читателей издатели стремились к удешевлению книжной продукции. К началу XX века натуральная кожа для переплетов использовалась не так часто: основным видом переплета стал картонажный переплет с литографией. Кроме того, для переплетных работ применялись и новые материалы, например, дешевый и красивый коленкор, изобретенный в Англии в 1825 году и получивший распространение в России уже в 1840-е гг., а также появившийся в начале XX столетия ледерин. Если в России XVIII – первой половины XIX века переплетные работы производились вручную, то с конца 1860-х годов в России возникают переплетные фабрики, первыми среди которых были организованные в 1869 году в Москве Товарищество «И. Н. Кушнерев и К°» и Товарищество Т. И. Гагена, а также петербургская фабрика О. Ф. Кирхнера (1871). Названия фабрик воспроизводилось тиснением или наклеивались на форзац задней крышки переплета. Автор: П. Овчинников другие статьи из истории книги |