Тел:
8 (495) 220-05-98 |
| |||||||||||||||||||||
|
Практически любой человек, собирающий антикварные книги или хотя бы время от времени держащий (державший) их в руках, лишь снисходительно улыбнется, услышав или прочитав в рекламном анонсе об очередном вышедшем в свет современном роскошном иллюстрированном издании. «Что, скажите на милость, — скажет он полупрезрительным тоном, — может оказаться роскошного в книге, изданной на такой же бумаге и переплетенной в такой же картон, что и рекламный каталог?» И будет прав. Понятие роскоши нивелировалось в современном книгоиздательском деле настолько же, насколько и понятие уникальности (до сих пор помню издательский курьез начала девяностых годов — книгу с пометкой «нумерованный 77215−й экземпляр»). Между тем, еще 100−150 лет тому назад любой Ну а о переплетах и говорить нечего. Одних только кожаных переплетов было почти полтора десятка видов: из телячьей кожи, бараньей, бычьей, козлиной, овечьей, тюленьей, свиной или велюр, а также жеребок, замша, фантази, хоз и юфть. И, наконец, самый дорогой материал — сафьян. Еще более ценными были переплеты из дорогих тканей — парчи, бархата, трипа, атласа, шелка, камки (шелковой китайской ткани с разводами), объяри (волнистой шелковой ткани, затканной золотом), которые шли на так называемые владельческие и подносные экземпляры. (Для сравнения — сегодняшний простенький полукожаный Если же говорить о действительно роскошных антикварных книгах, то до сих пор непревзойденным образцом такого рода издания библиофилы считают знаменитые «Византийские эмали», на издание 600 экземпляров которых богатый русский коллекционер и меценат А. Звенигородский потратил в 1892 году 120 тысяч рублей. Издание было посвящено описанию коллекции византийских эмалей, собранных А.Звенигородским, и должно было продемонстрировать всему миру — в противовес выпущенному в 1855 году французскому типографскому шедевру Цельнокожаный переплет в парчовой суперобложке был изготовлен из белой шагрени и украшен тиснением, инкрустацией и эмалью, рисунки которых были выполнены в византийском стиле. Аналогичные византийские узоры, отпечатанные золотом и красками, были нанесены на обрезы антикварной книги. Закладку изготовили из разноцветного шелка, вытканного золотом и серебром. К тексту были приложены двадцать восемь листов иллюстраций с изображением эмалей, отпечатанных хромолитографическим способом. Шрифт имитировал устав Остромирова Евангелия, инициалы, заставки и концовки — стиль оформления других древних русских рукописей. Эмали рисовали Книга изначально для продажи не предназначалась, и разными путями попавшие на рынок издания продавались по тысяче рублей золотом. Назвать ее сегодняшнюю цену практически невозможно ввиду отсутствия предложений. Единственный раз она «засветилась» в Киеве полтора десятка лет назад на первом киевском Понятно, что повторить такое издание — как сотни других, пусть и не столь роскошных, но сделанных столь же искусно антикварных книг — практически невозможно даже по чисто техническим условиям. Но дело тут, как и всегда, когда речь идет об антикварных книгах, не только и не столько в технике. Даже если теоретически предположить, что «новодел» (так библиофилы называют современные переиздания антикварных книг) в точности повторяет оригинал, в нем все равно нет самого главного, что в той или иной степени чувствуешь, листая любую подлинную антикварную книгу — патины времени. Что уж тогда говорить о прижизненных изданиях классиков? Дело чести любого настоящего библиофила, заполучившего такое издание — после того, как все до единой страницы аккуратно перелистаны, иллюстрации посчитаны, а полученные данные сверены с каталогами, многие из которых также являются страшно дорогими библиографическими редкостями — выяснить, из какой частной библиотеки данная книга родом. В первую очередь это делается для того, чтобы выяснить, не могло ли сие издание побывать в руках, предположим, самого Александра Сергеевича, Михаила Юрьевича, а то и Николая Васильевича. Цель при этом преследуется не столько деловая (если документальных подтверждений такого предположения нет, то и цена книги останется неизменной), сколько сугубо романтическая — под условным названием «а вдруг?» Конечно, почти все настоящие библиофилы — люди немножечко сумасшедшие. Но даже те из них, которые к числу книжных романтиков не относятся, а просто из года в год делают на книгах свой бизнес, могут засвидетельствовать, что, в отличие от даже самого красивого нового издания, любую антикварную книгу, прожившую А теперь представьте себе, что таких антикварных книг у вас дома ни одна Однако от мистики вернемся к экономике. Есть у антикварного книгособирательства (если только оно происходит с умом) еще один весьма приятный аспект — при сегодняшнем уровне цен оно является практически безрисковым вложением капитала. Более того, пока, по свидетельству экспертов, ежегодный рост стоимости антикварных книг значительно опережает соответствующий показатель в других видах коллекционирования — в том числе и в уже ставшем привычным для бизнесменов всего мира собирании картин Свидетельство тому — российские Использованы материалы статьи С. Семенова " Эксперт Украина " 2005 г. другие статьи из истории книги |