Тел:
8 (495) 220-05-98 |
| |||||||||||||||||||||
|
На нашем сайте представлены - редкие антикварные книги, первые прижизненные и букинистические издания, старинные карты и гравюры. Античный мир, в первую очередь греческое и римское государственные образования дали культуре человечества очень многое. В сущности, вся современная европейская культура выросла на этой почве. В Древней Греции и Древнем Риме процветали науки: математика, астрономия, медицина, география, история. Принципы римского права легли в основу законодательства многих европейских стран. Памятники греческого и римского искусства и сегодня сохраняют свою непреходящую ценность. К античности восходят почти все жанры европейской литературы. Античность открыла новую страницу также и в истории книги. В эпоху Римской республики и ранней империи латинская письменность бурно расцвела. Вошли в употребление новые писчие материалы, в том числе папирус. Наряду с прямым, четырехугольным капитальным шрифтом, пригодным для высекания на камне, в Риме, как и в Греции, возник новый шрифт - закругленный, более гибкий и изящный, так называемый унциал, а также курсив - скоропись. До того, как в Грецию попал папирус, там пользовались разнообразными материалами для письма. Самым распространенным был глиняный черепок - остракон. На остраконах велась хозяйственная переписка, литературные же тексты обнаруживаются на них лишь изредка. Пользовались для письма и пальмовыми листьями, и, значительно чаще, липовым лубом, на котором писали и в Италии. В частности, одно из значений латинского слова liber (книга) как раз подразумевает луб. Плиний Старший упоминает среди других писчих материалов plumbea volumina - свинцовые рулоны. На острове Родос был найден такой рулон. Толщина свинцового листа - всего треть миллиметра, так что сворачивался он легко. На свинце записывали молитвы и заговоры, опускаемые в могилу вместе с покойным. Самый длинный из известных нам текстов, записанных на свинце, - эпическая поэма Гесиода «Труды и дни». Как на пальмовом листе, так и на свинце, буквы выводили острым металлическим инструментом. Иногда употребляли и чернила. Плиний Старший упоминает и libri lintei - льняные книги. Впрочем, на ткани писали уже в Древнем Египте. Например, записывали молитвы на тех бинтах, которыми пеленали мумии. На холсте вел свой дневник император Аврелиан (270-275 гг. н.э.). Однако ни один из этих материалов не приобрел решающего значения в истории книги. Главным материалом для письма в античности служили папирус, пергамен и деревянные дощечки. Дерево использовалось для письма еще египтянами, а греки переняли его от финикийцев вместе с алфавитом. Законы Солона (VI в. до н.э.) были записаны на кипарисовых досках. Немецкое слово buch и английское book свидетельствуют о том, что книги некогда писали на буковых дощечках. И в Риме дощечки - tabulae, tabellae cerae - употреблялись очень широко. Их красили в белый цвет (кстати, слово «альбом» - «Album» - и означало первоначально: «белая доска») или штукатурили тонким слоем, чтобы легче было и писать, и читать, и смывать написанное. Впрочем, самым распространенным способом было вощение дощечки: чтобы воск не стирался с текстом, середину выскребали и заливали желтым или черным воском, по которому процарапывали текст. На черном фоне он выделялся особенно отчетливо. Металлический инструмент для процарапывания назывался стилем - отсюда и современные слова «стиль», «стило». Один конец стиля был заострен, а другой представлял собой подобие лопаточки, с помощью которой затирали ненужное. Полиптих - древнейшая форма книги. IV-VI вв. Навощенные дощечки использовались для школьных упражнений, деловых записей, черновиков, писем. Прочитав написанное, можно было легко его стереть и тут же писать ответное послание. Если одной таблички оказывалось для всего текста недостаточно, то в дощечках одного формата просверливали отверстия, и связывали таблички в книгу - кодекс (caudex значит дерево). Кодекс, состоящий из двух дощечек, греки называли diptycha, а римляне duplices; из трех дощечек - triptycha и triplices; из большего количества - poliptycha. При составлении кодекса вощили лишь внутренние стороны крайних дощечек. Получалось что-то вроде современной обложки. Наружные стороны украшали золотыми или костяными инкрустациями, а люди победнее просто выводили свои имена. С изобретением кодекса книга впервые получила форму, близкую к нынешней. А когда кодексы стали составлять из пергаменных листов, то и возникла как раз такая книга, какую мы привыкли видеть. Античный мир заимствовал с Востока не только систему письма, но и папирус. Видимо, папирус попал в Грецию не ранее VII в. до н.э., когда между Грецией и Египтом установились постоянные торговые связи. И вплоть до III в. до н.э. он оставался главным писчим материалом. Однако, сохраняя монополию на его производство, Египет постоянно взвинчивал цены. В результате начались поиски более дешевого материала. Им в римскую эпоху и оказался пергамен. Вообще-то выделанные шкуры использовались для письма уже с незапамятной древности, в том числе в Египте и Ассирии, на обработанной коже евреи записывали свои священные книги. Еще совсем недавно ирокезы в Северной Америке изображали на коже тотемы и пиктограммы. Особую роль тут сыграло малоазиатское эллинистическое государство Пергам (отсюда и название «пергамен»), но монополию на изготовление этого писчего материала ему не удалось удержать надолго. Греция, а затем Рим и его провинции сами наладили производство пергамена. О технологии его изготовления в античные времена нам известно мало. Самый ранний рецепт относится к VIII в. н.э. На пергамен шла овечья, козья или телячья шкура, реже - кроличья, заячья и даже кошачья. Самый же лучший, самый тонкий пергамен выделывали из кожи еще не родившихся телят или ягнят. Сначала шкуру замачивали в известковой воде, чтобы размягчить, затем растягивали на раме и серповидным ножом (rasorium или novaculum) тщательно соскребали остатки мяса и шерсти. Очищенную кожу отбеливали известью, полировали с обеих сторон пемзой и втирали мел. Кожа получалась тонкой, изжелта-белой, одинаково гладкой с обеих сторон. По сравнению с папирусом пергамен обладал многочисленными преимуществами: он прочнее, его легко сгибать и резать (хотя поначалу это важное его качество осталось незамеченным, и пергамен наподобие папируса сворачивали в свитки). Писать на нем можно было с обеих сторон листа. Не было и проблем с сырьем, хотя шкуры обходились дороже папируса: ведь на одну-единственную книгу приходилось забивать целое овечье или козье стадо. Длительное время папирус и пергамен употреблялись параллельно. С III-IV вв. н.э., ввиду упадка производства папируса в Египте, пергамен стал выдвигаться на первое место. Окончательно вывоз папируса из Египта прекратился лишь в VIII в., после завоевания Египта арабами, и арабы принесли в Европу бумагу - материал гораздо более удобный и дешевый, чем папирус или пергамен. Как и в Египте, в Европе писали на папирусе и пергамене заостренной камышовой палочкой-каламом (лат. calamus). Лучшие сорта камыша привозили из Египта и Малой Азии. Античный калам несколько отличался от египетского - его конец был не только заострен, но и расщеплен, чтобы получался более тонкий след. С IV в. н.э. наряду с каламом стали пользоваться птичьими перьями (лат. penna avis), и это инструмент на века. В античные времена известны были и металлические перья, - из бронзы, серебра, даже золота. Однако большого распространения они не получили, так как не обладали эластичностью и рвали писчий материал. Чернила приготовляли из разведенной сажи и клея. Получаемая смесь почти не выцветала и легко смывалась. В IV в. н.э. появились чернила на основе железистых соединений. Заголовки и другие, подлежавшие выделению, места текста писали красными чернилами (лат. rubrum> - ср. современное слово «рубрика», «красная строка»), и в чернильницах - глиняных или металлических - было соответственно два отделения - для черных и красных чернил. Впрочем, известны тексты, сплошь написанные красными чернилами. А для самых роскошных антикварных книг использовали чернила золотого и серебряного цветов. И только один император мог писать пурпурными чернилами. В античные времена книга значительно изменила свой внешний вид. Согласно ряду источников, книжные свитки (по египетскому образцу) в Греции сворачивали уже в V в. до н.э., но сохранились лишь более поздние - IV в. до н.э. В 1902 г. в Египте, в Абукире, на кладбище, подле мумии умершего грека, был найден в форме свитка фрагмент поэмы Тимофея Милетского «Персы» (приблизительно 450-360 г. до н.э.). Этот свиток и является древнейшей из сохранившихся греческих книг. Внешнее его оформление еще очень архаично и примитивно. Окончательно элементы античного свитка сформировались в эллинистическую эпоху - к IV-III вв. до н.э. Свиток из склеенных листов папируса (обычно не более двадцати) по-гречески назывался tomos (ср. наше «том»), а на латыни - scapus. Если текст не умещался в один том, то подклеивали еще несколько листов. Впрочем, античные свитки не достигали чрезмерной длины и редко превышали 10 метров. Свиток нормального размера в свернутом виде представлял собой цилиндр диаметром 5-6 см, так что держать его в руке было достаточно удобно. Высота свитка обычно составляла 20-30 см. Однако известен свиток высотой 37 см (экземпляр трагедии Еврипида). Бывали и миниатюрные издания - например, относящийся ко II в. до н.э. сборник эпиграмм на женский пол. Высота этого свитка всего 5 см. Римский государственный деятель и оратор Цицерон утверждал, что видел своими глазами текст всех двадцати четырех песен «Илиады», переписанный на столь тонком пергамене, что весь свиток умещался в ореховой скорлупе. Текст писали столбцами, высота которых занимала от 2/3 до 5/6 высоты свитка. Заголовок помещался не в начале, а в конце свитка, чтобы предохранить от стирания при частом чтении (ведь в основном изнашивалось начало свитка). Конечно, читателю это было не очень удобно, а потому к свитку прикрепляли еще пергаменную ленту с сокращенным заголовком (titulus) или же выписывали титул на оборотной стороне свитка. Свитки из папируса - материала хрупкого и непрочного - хранились недолго, в редчайших случаях и при самом тщательном присмотре около двухсот лет. Влажность, черви, насекомые - все это быстро губило его. Чтобы продлить жизнь свитка, его смазывали кедровым маслом и держали в пергаменном футляре (paenula или membrana). Богатые библиофилы красили футляры пурпуром и употребляли специальные ящики (scrinium или capsa), в которые складывали по 5-15 свитков. Со временем свитки все чаще стали делать из пергамена. Составлялись целые «кожаные» библиотеки. Юридическую и литургическую литературу переписывали чаще всего именно на пергамене, ибо он более, чем папирус, был пригоден для длительного хранения и активного использования. Историческое значение пергамена заключается в том, что он создал условия для перехода к более удобному типу книги - кодексу, который и является предшественником современной книги; с употреблением пергамена начало развиваться и искусство графического оформления книги. Впервые о манере сшивать пергаменные листы в тетради упоминает Марциал. Он не называет эти тетради кодексами: ведь codex - это caudex, доска. В тексте Марциала такие тетради названы pugillares membranei - кожаные таблички для письма. На них Марциал и писал свои эпиграммы. Пергаменными тетрадями с текстами произведений классиков - Гомера, Вергилия, Цицерона, Тита Ливия и других - пользовались в школах. Ведь книга, с которой школьник работает ежедневно, должна быть прочной. Потребности школы ускорили распространение прочного и удобного пергаменного кодекса. Были, разумеется, и другие причины. Чтобы отыскать в свитке нужное место или цитату, приходилось разматывать его целиком. Кодекс был удобнее и к тому же позволял полнее использовать писчий материал - обе стороны листа. На свитке любая дописка на оборотной стороне опять же вынуждала перематывать весь свиток заново. В общем, преимущества кодекса были очевидны, и уже в III в. свитки начинают исчезать из библиотек знати, вытесняемые кодексами. Пример подавали императоры. В 235 г. император Максимин владел великолепно оформленным кодексом с текстом гомеровских поэм. Листы таких роскошных изданий были окрашены в пурпур, а текст написан золотыми или серебряными буквами. Первоначально формат кодекса был умеренным - приблизительно как современные ин-кварто или даже ин-октаво, а в III-IV вв. появились гигантские фолианты (лат. folium - лист). Изготовляли кодекс так: пергамен нарезали одинаковыми прямоугольными листами, сгибали их пополам и сшивали в тетрадь по четыре листа (греческое слово tetradion означает четыре). Из таких тетрадей и составляли кодексы. Для предохранения их от внешних воздействий с обеих сторон прикрепляли доски, иногда - куски толстой кожи. В размещении текста на листах кодекс во всем подражал свитку: заголовок, например, продолжали по традиции писать в конце антикварной книги, хотя это и утратило смысл. Даже в XV в. в первопечатных книгах - так называемых инкунабулах - заголовок помещали на последней странице - в колофоне. При переписывании тексты зачастую искажались до такой степени, что трудно было восстановить авторскую мысль. Это беспокоило Цицерона. У него и возникла мысль вовлечь в книгоиздательскую деятельность своего баснословно богатого приятеля. Книгоиздательством и книготорговлей в античном обществе обычно занимались представители низших сословий, вплоть до вольноотпущенников. Аттик же принадлежал к сословию всадников, издавать и продавать книги мог лишь неофициально, изображая из себя бескорыстного мецената (хотя на деле, конечно, не забывал и о прибыли). По свидетельству историка Корнелия Непота, Аттик собрал большую группу редакторов, корректоров и переписчиков. К редактированию книг на греческом языке был привлечен известный грамматик Тираннион. По всей видимости, сам Корнелий Непот осуществлял редактирование на латинском языке. Свою деятельность Аттик начал с выпуска сочинений самого Цицерона. Особая же заслуга его «издательства» - великолепное издание сочинений Платона. Редактировал это издание Тираннион, пользуясь сочинениями Платона, сохранившимися в библиотеке Аристотеля. Эта библиотека попала в Рим как военный трофей консула и диктатора Суллы. Аттик прославился также изданием первой в древности иллюстрированной книги. Это были «Портреты», принадлежащие перу видного ученого и писателя Теренция Варрона (116-27 гг. до н.э.) - около 700 биографий и изображений выдающихся римлян и греков. Способ изготовления портретов был совершенно необычным для того времени. На дощечках из твердой древесины вырезались портреты и имена в зеркальном отображении. Дощечку смазывали черной краской и прижимали к листу папируса, получая четкий отпечаток. Предполагают, что этот способ размножения иллюстраций придумал сам Варрон. В сущности, речь идет о первом шаге на пути к изобретению печати.
|